Мой род в годы Великой Отечественной войны.
Моей большой СЕМЬЕ – родителям: и родным и биологическим, тетям, дядям, дедушкам, бабушкам, свекрови, свекру и их родственникам – участникам тех драматических и героических событий 1941-1945 гг — ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Мне хочется, чтобы на миг ожили перед вами фотографии, которые хранятся в альбомах нашей большой родни. И особенно те наши родственники, что жили, страдали, героически сражались, преодолевая все тяготы суровых лет Великой отечественной войны. Ведь Великая отечественная война – это святая страница в биографии не только страны, но и большинства их семей, вынесших суровые испытания военного лихолетья, потому что история семьи – это неотделимая частица истории народа.
Сколько фамилий – Сосновские, Семенчуки, Жлобичи, Данилики, Макарчуки, Прудко, Золотарские. Все это моя большая семья. Вот они защитники Родины в годы Великой Отечественной войны:
Сосновский Михаил Борисович – мой папа. Сосновский М.Б. – 1920 года рождения. До войны работал учителем истории, затем учился в военном артиллерийском училище, на фронте с 1943 года. Служил первоначально в 542 полку РГК, а затем в 9 батарее (старшим офицером батареи) в 144 краснознаменной ордена Кутузова и Богдана Хмельницкого артиллерийской бригаде, на Западном, затем на 2-ом Белорусском фронтах. Принимал участие в освобождении г.Гродно, войну закончил в г. Кенигсберге. Самым значимым днем в цепочке военных событий старший лейтенант Михаил Борисович Сосновский отмечал день, который войдет потом в историю Отечественной войны 31 июля 1944 года. В этот день артиллеристы его 9-ой батареи 144 краснознаменной, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого артиллерийской бригады 2-го Белорусского фронта первыми дали залп по Восточной Пруссии. «По фашистской берлоге огонь!», прозвучала команда командира. «Несколько сот килограммов раскаленного, как наша ненависть, металла обрушилось на немецкие деревни Гинген и Прадцискен. Выбор этой батарее командованием был не случаен. За месяц наступательных боев она уничтожила двух «тигров», одного «Фердинанда», две батарее и, кроме того, 11 орудий противника, свыше 500 гитлеровских солдат и офицеров. Бойцы заслужили высокую честь первыми открыть огонь по территории врага. И, хотя впереди батарею ждали большие сражения до самого Берлина, именно в этот день все ощутили приближение конца войны, потому что ступили на германскую землю. Не повезло немцам с предсказаниями, о том, что ни один снаряд не упадет на Германию, ни один солдат не ступит на их землю. Этот день тому свидетельство».
Папина линия – братья, мои дяди:
Иван Борисович – воевал, погиб под Курском в 1943году
Василий Борисович – воевал на Кавказе.
Андрей Борисович – повторил подвиг А.Матросова под Москвой 1910г.р., погиб (10 или)20.07.1943г, служил старшиной или мл.сержант Воздушно-Десантные Войска.
Дарья Борисовна – сестра, вдова. Муж погиб в годы войны.
Ульяна Борисовна-сестра, муж погиб в годы войны
Анна Борисовна- сестра, муж погиб в годы войны
Антонина Антоновна – моя мама.
Мамина линия —
Семенчук Антон Викентьевич – мой дед, партизанский связной, повешенный фашистами за связь с партизанами
Семенчук Татьяна Васильевна – моя бабушка, повешенная за связь с партизанами.
Братья:
Семенчук Николай Антонович – мой дядя, партизан, командир диверсионной группы;
Семенчук Евгений Антонович – мой дядя, разведчик партизанского отряда, прооперирован в немецком госпитале.
Хочу подробней рассказать об нашей удивительной семье Семенчуков. Отец (мой дед) – Семенчук Антон Викентьевич, ветеринар Симоновского сельсовета, Глусского района, Могилевской области. Участник гражданской войны. Будучи в Красной Армии получил два ранения. В годы коллективизации был одним из организатором колхозов. Закончил двухгодичную школу ветфельдшеров и работал по специальности. Летом 1941 года помог нашей кавалерийской дивизии выйти из окружения, указав место для успешного формирования реки Птичь, за что получил от командира дивизии благодарность, личное оружие и лошадь, которую позже передал партизанам. Во время оккупации был связным разведчиком.
Беспартийный. Профессия в период оккупации Антон Викентьевич его позволяла беспрепятственно передвигаться по территории района. Под предлогом осмотра скота, он проникал в захваченные немцами населенные пункты и собирал нужную для партизан информацию. Почти во всех деревнях у него была своя сеть помощников – стариков, женщин, подростков. Его сведения о силах, вооружении и замыслах врага всегда подтверждались.
Старший сын Николай в свои неполные 20 лет уже был опытным подрывником. У этого молодого, отчаянного парня на счету около 10 эшелонов. Представлен к званию Героя Советского Союза к 30-летию Победы. Но накануне умер и был вычеркнут из списков.
Младшего сына, Евгения, учащегося 9-го класса средней школы, отец тоже привел в отряд, разведчиком. Выполняя задание командования по подрыву торфодобывающих машин на Ясинском торфозаводе, в схватке с фашистами он был тяжело ранен. Разрывная пуля раздробила кость руки. Хотя первая медицинская помощь ему была оказана, через несколько дней начались признаки гангрены. Правая рука синела. Пятна поднимались все выше и выше. Только операция позволяла спасти юноше жизнь, но ее могли сделать только в ближайшем Бобруйском госпитале, т.е. у немцев. С большим трудом удалось получить пропуск в Бобруйск Бригада немецких врачей сразу взялась за операцию. Пришлось ампутировать правую руку выше локтевого сгиба. Парню было тогда 16 лет. За ним ухаживала младшая сестренка Тоня. В госпиталь к нему несколько раз приходили жандармы с вопросами, как попал в лес. Пришлось врать о том, что собирал грибы и наткнулся на партизан. Какое то время верили, потому, что Женя был маленького роста, худенький, похож на пацаненка, а не на бравого партизана. Потом снова какие-то люди в штатском грозили ему расстрелом и утверждали, что его отец и мать партизаны. Они, якобы, схвачены немцами и привезены в комендатуру в город. Его, как и родителей ждет виселица. Через несколько дней появился незнакомый человек и, волнуясь сказал:
-Твоих родителей схватили, тебе надо бежать. Тебе помогут наши люди. Укроют в безопасном месте, а затем переправят в отряд. Как только начнет темнеть, одевайся, вот одежда. Выходи смело, как будто ты посетитель больницы. Тебя встретит наш человек и укроет.
— Но мне нечего убегать, дядько, мой отец не партизан. Если отца задержали, скоро выпустят, — пытался отвертеться юноша.
-Жаль, что ты мне не поверил, больше не могу здесь оставаться, прощай.
Женя метался в догадках: вдруг это свой человек и ему нужно верить; а если провокатор, то немцы только и ждут, чтобы парень стал убегать, сразу схватят. Спустя некоторое время выяснилось, что немцы начали наводить о нем справки. В деревню был послан агент, чтобы узнать о связях Семенчука с партизанами, но явился ни с чем. Однако, в это время, возле их деревни проходил бой. Партизанами был уничтожен 21 немецкий велосипедист. В этом бою отличился Николай Семенчук. Его хвалили как смелого партизана односельчане. Этот слух могла уловить комендатура. Татьяне Васильевне был передан условный сигнал, по которому она поняла, что нужно срочно забирать из госпиталя сына. С риском для жизни, без выписки, без пропуска санитарка вывела паренька из госпиталя. Его тайно вывезли из Бобруйска в отряд, дома ему находиться было опасно.
Диверсионная группа Николая Семенчука пустила под откос 8 вражеских эшелонов с живой силой и военной техникой, 19 вражеских эшелонов обстреляла пулеметно-автоматным огнем, вывела из строя 19 паровозов, уничтожила 6 автомашин, 2 моста на шоссейной магистрали и многие километры телефонной связи. Можно представить себе как бы усложнили положение на каком-либо участке фронта эти гитлеровцы, их техника. Сколько замечательных советских солдат погибло бы, если бы Николай Семенчук со своими боевыми друзьями, как и тысячи партизан, не перекрывали им путь к фронту, не нанесли огромных потерь.
В 1943 году во время бомбового удара из самолетов села Зубаревичи не все снаряды взрывались. Николай первый бросился к бомбе и аккуратно извлек взрыватель. С тех пор его назначили инструктором по разрядке бомб Партизаны искали такие неразорвавшиеся бомбы, снимали с них взрыватели , которые шли потом на самодельные взрывчатки. Одну бомбу нашли у деревни Зеленковичи. Она на 5 метров ушла в болото. Никакие попытки вытащить ее не имели успеха. Николаю никак эта бомба не давала покоя. «Лежит без пользы в болоте, а сколько могла бы фашистских эшелонов пустить под откос». Добытая взрывчатка обычно делилась между 3-мя диверсионными группами. Группе Николая в порядке поощрения выделяли больше тола, чем остальным. Уж больно хлопцы шустрые и ловкие были. День и ночь умело и бесстрашно действовала диверсионная группа во главе с Николаем Семенчуком. Без нормального сна и отдыха, зачастую голодные и плохо одетые. Три года подряд громили они врагов на пути к фронту, мстили за поруганную землю, за убитых матерей и отцов, братьев сестер.
В июне 1942 года Николай получил задание взорвать эшелон между станциями Осиповии и Старые Дороги. С группой товарищей он пробрался вечерок железной дороге, заложил снаряд и натянул шнур. Под утро появившийся вражеский эшелон был взорван. Но ему показалось, что свалившийся паровоз уцелел, что немцы его могут отремонтировать. Тогда они просидели весь день неподалеку от взрыва, а ночью подползли к паровозу и заложили в топку заряд. Когда стали отходить, Пахимчик в темноте зацепил шнур ногой, и в нескольких метрах произошел взрыв, который вдребезги разнес паровоз. Семенчука и Пархимчика друзья полуживыми подобрали в кювете. Партизанские медики с трудом поставили их на ноги.
В нашей семье помнят и о героической гибели моего деда Антона Викентьевича Семенчука. Зимой 1943 года немцы проводили на оккупированной территории Беларуси карательные операции. Пришли они в его родную деревню. Вывели раздетых детей, женщин, стариков на мороз. Среди них была его жена Татьяна Васильевна и младшая дочь Тоня. Молодых девушек отвели к забору, остальных загнали в телятник. Антон Викентьевич находился в отряде, его как драгоценного разведчика и связного, берегли и по приказу командира не говорили о трагедии в деревне. Но среди партизан было много односельчан. Не удержавшись, один из них с болью в сердце выпалил Семенчуку:
-Ты здесь сидишь, а там у немцев в заложниках вся наша деревня.
Узнав об этом, Семенчук сам пошел в село к немцам и сдался во имя спасения своих родных и близких. Но захватчики поступили по- звериному. На глазах у всей деревни, его младшей дочери и племянников, они повесили Антона и Татьяну Семенчук, а жителей сожгли в телятнике. 72 человека, из них 45 детей. Младшая дочь Тоня (моя мама) вместе с другими девушками попала в обоз, который вместе со скотом фашисты погнали к железнодорожной станции. Ночью девушки сговорились бежать; дождавшись, когда начнется густой лес, они, как по команде, кинулись по обе стороны дороги. Вслед им каратели открыли огонь, но бежать за ними побоялись. Трое суток провела Тоня в зимнем лесу, думая лишь о том, как выжить. Словно кто-то помогал ей, уговаривая: «Твой отец добровольно отдал за тебя свою жизнь, погибла твоя мать, двоюродные братья, соседи, ты должна выжить!». Уже отчаявшись найти всякую надежду на спасение, вдруг заметила между деревьями цепочку людей в гражданском и с оружием. Спасение! Она была в отряде с братьями до освобождения Белоруссии, помогая ухаживать за ранеными.
Родная сестра мамы
Жлобич Мария Антоновна – сестра, моя тетя, во годы войны была в эвакуации в Татарии с 4 детьми.
Жлобич Владимир Семенович ее муж — мой дядя, командир партизанского отряда им. Ворошилова. Жлобич Владимир 1912 г. Его сестры — Анна, Христина, Полина, Лида расстреляны, Зося. Закончил танковое военное училище, накануне войны служил в Брестской крепости, за месяц до войны, перевили в Борисов, комиссар отряда им. Ворошилова был назначен в декабре 1942 года. командир отряда имени Ворошилова 99 бригады им. Гуляева. Отряд был образован в апреле 1942 года. В декабре 1942 года Владимир Жлобич назначен комиссаром отряда. Декабрь 1943г назначены в поход на запад 3 отряда: отряд им. Ворошилова командовал В. Жлобич.
Партизанам стало известно, что многие полицейские хотят перейти на сторону партизан, но боятся, что их семьи пострадают. Во главе с комиссаром В.Жлобичем 11 партизан среди бела дня вошли в деревню Симоновичи и направились в хату, где заранее условились, что будут находится полицейские. Их на глазах у всех селян стали сгонять во двор, «избивать». Находившиеся в деревне немцы (30человек!) решили, что в деревню вошли крупные партизанские силы и побоялись вылезти из своего укрепления. А полицейских увели в партизанский отряд, где они и воевали уже за свою Родину.
Берег свой отряд, не вступали в бой, если силы были не равные. Хорошо знал места. Осколочное ранение обеих ног. В одном из боев с группой бойцов он должен был обезвредить вражеский дзот. Ураганный огонь открыли по нему, но оттуда застрочил пулемет, который стрелял…поверх голов партизан. Владимир, прихватив связку гранат, пополз к дзоту. Распахнул ногой дверь и вскинул руку со связкой гранат, как вдруг крик: «Здесь словаки!» Он швырнул гранаты за дзот, а сам нырнул в распахнутую дверь прямо … в объятья словаков…, которые не направили оружия против своих братьев белорусов. Орден боевого Красного Знамени, Красной Звезды.
Слезина Тина – двоюродная сестра В. Жлобича. Ее трое детей Валя, Надя, Лиза. Связная партизанского отряда. Замучена гитлеровцами в 1942 г. Дочь Надя сожжена с другими жителями Парщахи.
Макарчук Федор – , дядя, член подпольной группы молодежной организации в Скиделе.
27 мая 1944 года в «Комсомольской правде» была помещена статья о героической смерти восьмерых комсомольцев-подпольщиков со Скидельского района. Осенью 1941 года они создали подпольную организацию. Юноши организовали широкое распространение листовок с призывом к саботажу и сопротивлению. Их писали Ваня Севрук и Федя Макарчук (мой дядя). Оба до войны закончили 8 классов Скидельской средней школы. Федя жил в Кашубицах. Распространял листовки Алеша Ролик. Ребята обследовали места боев, не раз ныряли в Неман, где на дне реки нашли ручной пулемет и несколько винтовок, которые почистили, смазали маслом и закопали в лесу. Иван Синица специально устроился стрелочником на станцию Чарлена для сбора информации о движении поездов. Кроме этого обеспечивали партизанский отряд продуктами. Анатолий Зеленский шил удобную обувь для партизан. Летом совершили дерзкий налет на почтово-телеграфное отделение гарнизона в Озерах, уничтожив связь, взяв деньги и пишущую машинку. Активные действия подпольщиков приводили в ярость фашистов. Любой ценой они стремились напасть на след смельчаков. Для этого пробовали под видом партизан засылать своих людей. Всех, кто гостеприимно их встречал, заносили в черный список. Узнав об этом, ребята обошли многие деревни и предупредили жителей об опасности. При появлении таких «партизан» советовали сообщать полиции. Так удалось спасти многим семьям жизни. Однако ребят предали. Четыре дня шли жестокие допросы. Полицейский Дурневский, избивавший патриотов, сломал себе руку. Не добившись от них ни звука, переправили в Гродно, где снова подвергли пыткам. Убедившись в непреклонности молодых подпольщиков, поветовый комиссар Гродненского повета обратился к начальнику штурмового отряда СС в Белостоке с просьбой разрешить публичную казнь подпольщиков для устрашения местных жителей. 13 сентября 1944 года на центральную площадь Скиделя согнали жителей города и прилежащих сел. Подъехала крытая машина, за ней целых шесть грузовиков с гитлеровцами. Из машины стали выталкивать избитых подпольщиков. В страшной тишине Ваня Севрук крикнул: «Пусть живет Красная Армия! Смерть фашистам!» Его поддержали остальные герои. Гитлеровцы не ожидали, что физически измученные молодые люди еще найдут в себе силы для последнего слова. Торопясь, каратели стали выбивать доски из-под ног комсомольцев. У Федора Макарчука и Николая Деленовского оборвались веревки. Их фашисты увезли и уничтожили подальше от глаз земляков. Это официальная версия. Из воспоминаний родственников – Федора добили свои же односельчане — евреи, обезумевшие от гонений на них со стороны немецких захватчиков.
Свекор и его родня:
Прудко Дмитрий Васильевич – участник Сталинградской битвы, командир автороты.
Прудко Петр Васильевич – его брат, танкист, погиб 2 мая 1945 года в Берлине
Прудко Василий – служил на флоте водолазом, погиб.
Свекровь и ее родня
Золотарская Нина Петровна 1920 г.р.– жена Прудко Д.В, участница Сталинградской эпопеи, капитан медицинской службы. Работала в полевого госпитале.
Братья ( все старшие)
Золотарский Борис Петрович – брат родился в Санк-Петербурге, 26 июля 1907 г – умер в 1969г 4 октября ) Март 1941г-июль 1942г в г.Куйбышеве июль 1942 г. Воевал в 19-ой Стрелковой бригаде, с октября 1942 в составе этой бригады в действующей Армии. На фронтах: Закавказском, Центральном и 1-ом Украинском , 2-ой Украинский фронт, Центральная Группа советских войск.
20 января 1943 года принято от Золотарского 100 рублей в доход государства для зачисления в организацию танковой колонны. служил в дивизии НКВД на Украинском фронте.(?) В погранвойсках. 4 ордена, среди них орден «Красной Звезды», орден «Красного Знамени»., медали «За взятие Кавказа», «За взятие Вены», «За взятие Бухареста», «За Победу над Германией», «За освобождение Кореи».
Золотарский Виктор Петрович – Главный инженер авиационного завода КБ авиации и самолетостроения в блокадном Ленинграде.
Владимир Петрович – брат: участвовал в бомбардировке Берлина 1941г. 1943 году при эвакуации раненых.
Анатолий Петрович – брат: пограничник, погиб в первые дни войны.
Наталья Григорьевна Ромайдо (Летина) тетя Нины Петровны Золотарской — Блокадница. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г» (вручена в 1957 году) медаль «За оборону Ленинграда».
Знаменитая Осипова Мария, имеет отношение к нашему роду. Ее сын женат на сестре моего мужа. Ее подпольная кличка «Черная» в годы войны организовала из преподавателей и студентов юридического института подпольную группу в Минске. Связная партизанских отрядов «Дима», « Местные». Мария Осипова была опытным подпольщиком и нашла верное решение, связавшись с директором кинотеатра Николаем Похлебаевым, который работал там по заданию подполья. Его, как и многих других когда-то, удалось спасти из немецкого плена. Через него Мария познакомилась с Еленой Мазаник и уговорили ее привести приговор белорусского народа. Две мины замедленного действия через многочисленные немецкие посты, рискуя жизнью, доставила Осипова Елене. Утром она положила мину в сумочку, прошла через пост охраны и, уловив момент, установила ее между пружинами матраца в спальне Кубе. Сославшись на зубную боль, покинула ненавистный дом. Все три участницы этих героических событий были в последствии награждены званиями Героя Советского Союза.
(Материал подготовили : Татьяна Прудко, Владимир Сытых, Дариджана Петросян)